Гравюры "Коногон" и "Конный ворот". Автор С.И. Паус. 1987 г.
9 июля 2024
В экспозиции Дегтярского историко-производственного музея хранятся удивительные гравюры, созданные специально для нашего города. Когда в 1987 году создавали музей Дегтярского рудоуправления было решено заказать известному художнику серию офортов с видами наших шахт. Эти графиком стал Сергей Иванович Паус (р. 1947 г.), член Союза художников Свердловской области.
На своих работах он запечатлел историю развития горного дела в Дегтярске: от начала разработки шахт с использованием конной тяги, до развитой разработки с использованием машинной тяги электровозов. Серия офортов состоит из следующих работ: «Конный ворот», «Коногон», «У опрокидывателя», «Шахта Капитальная-2».
Гравюра «Конный ворот». Автор С.И. Паус. 1987 г.
На гравюре изображен подъемный механизм шахты. Конный ворот - это механизм, который осуществляет подъем горной массы из вертикальной выработки на дневную поверхность, приводимый в движение одной, двумя или четырьмя лошадьми. Применялся на неглубоких шахтах.
Гравюра «Коногон». Автор С.И. Паус. 1987 г.
В музее хранятся воспоминания потомственного горняка Зарипова Гарифа о работе лошадей в шахтах, давайте к ним обратимся. «Я расскажу, как спускали лошадей в шахту. Стволы шахт «Нью-Йорк» и «Берлин» были наклонные, невелики. Так лошадь пеленали веревками, садили ее на хвост и привязывали к большим салазкам. Ходили такие салазки по углубочному отделению, на них спускался в шахту крепежный лес. Вот в таком вертикальном положении лошадь «ехала» в шахту. Конная откатка руды по горизонтам ускоряла ход работ. Если горный каталь, так называли людей, доставлявших руду от восстающих до ствола, - катил одну вагонетку, т.е. 850-900 колограмм, то лошадь уже везла 4-5 вагонеток, или 4-4,5 тонны.
Хочется рассказать немного о лошадях, которые работали в шахте. Для них были устроены конюшни на свежей струе, недалеко от ствола, так как норма свежего воздуха для лошади 12 кубических метров в минуту. Шахтные лошади получали усиленное питание, были упитанные. Работали одну смену в сутки. По световым сигналам знали конец смены. Они привыкали к своему коногону, ходили без вожжей, знали горные выработки настолько, что могли, погасни даже свет, привезти вагонетки к стволу. Знали где остановиться, где сделать поворот. После двух лет работы лошадь полагалось вывезти обратно на поверхность. Делалось это ночью, чтобы лошадь не ослепла, а потом постепенно ее приучали к дневному свету».
Свежие статьи данной категории
18 сентября 2024 Значок «Общество борьбы за трезвость». 1985 г.
9 июля 2024 Гравюры "Коногон" и "Конный ворот". Автор С.И. Паус. 1987 г.
13 июня 2024 Чугунная копия памятника Уральскому добровольческому танковому корпусу
13 мая 2024 Макет деревянного барака