Виртуальная выставка «Новый год по-советски. г. Дегтярск»
Новый год всеми любимый праздник! И в предновогоднем вихре детских утренников, спектаклей и корпоративов мы решили вспомнить, когда же он стал таковым. В Российской империи до революции 1917 года главным зимним праздником было Рождество Христово. Именно 25 декабря наряжали елку, дарили подарки и собирались за праздничным столом. Сразу после революции всенародно любимый в царской России праздник в новой России считался буржуазным пережитком и подлежал отмене.
Про празднование Нового года вспомнили только в 1935 году, а официально государственным праздником он стал только в 1947 году, тогда 1 января сделали выходным днем, до этого он был рабочим. Для вас Дегтярский историко-производственный музей подготовил виртуальную выставку «Новый год по-советски». Вспомним, как праздновали Новый год в СССР, кто-то поностальгирует и вспомнит детство, а кто-то просто узнает что-нибудь новое о традициях всеми любимого праздника.
ИСТОРИЯ
В 1920-х годах большевики старались искоренить старые буржуазные праздники, в том числе и Рождество со всеми атрибутами. Однако в 1935 году все резко изменилось. 28 декабря в главной советской газете «Правда» вышла статья известного советского деятеля Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Конечно, это была не его личная инициатива. Сталинское государство нуждалось в новом ритуале, и неудивительно, что на устройство этого праздника тратилось очень много усилий и денег. С 1936-го Новый год снова стали праздновать официально.
Постышев П.П. Статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». – Газета «Правда», 1935 г.
Возникает резонный вопрос: зачем советской власти был нужен Дед Мороз? Ответ довольно прост. У любой группы людей, которая осознает себя как сообщество, возникают свои коллективные ритуалы — повторяющиеся действия, которые имеют символическое значение. А еще они вызывают сильные эмоции, и нас объединяют как воспоминание об этих эмоциях, так и желание испытать их снова. Советские руководители очень хорошо понимали практический смысл таких коллективных ритуалов. И поэтому Новый год и Дед Мороз вернулись к советским людям к 1937 году, когда жизнь в Советской России была уже совершенно не похожа на то, что было двадцать лет назад. Возникли колхозы и фабрики, система ГУЛАГа и «десять лет без права переписки», а в детских садах и школах училось поколение новых советских людей, мало знакомое с Рождеством. Именно для них сталинское Политбюро создало новый ритуал новогодней елки, не единственный из созданных в СССР, но самый успешный. Дети, живущие в разных частях СССР, должны были ощущать себя единым советским народом. Новый праздник давал им возможность испытывать одни и те же радостные эмоции — вне зависимости от того, где в этот момент были их родители. Именно об этом вновь и вновь напоминалось в методичке для организаторов советских елок в сталинское время:
«Особое внимание должно быть уделено подготовке и проведению новогодних елок, на которых миллионы детских голосов сольются в единой песне со взрослыми, песне нашей силы и мощи, песне победы, песне, славящей великого вождя народов товарища Сталина».
Именно поэтому начиная с 1937 года советским учреждениям предписывали в обязательном порядке устраивать елки с Дедом Морозом. Они проводились везде и всегда, даже во время войны.
Так впервые и окончательно обосновывается смысл советской новогодней елки как общественного события—детсадовского, пионерского, комсомольского. В небольших городах и поселках праздник для народа полностью организовывала местная самодеятельность.
Клуб машиностроителей. г. Дегтярск. 1930-е гг.
В нашем городе, точнее еще тогда поселке Дегтярка, до 1954 года существовало два клуба: Клуб горняков и Клуб машиностроителей, и праздничные мероприятия, вероятнее всего проводились там. Клуб машиностроителей по ул. Советской был центром культуры в те годы. Там была библиотека, читальная комната. В клубе машиностроителей работали различные кружки, был хор русский, татарский, детский. Свой оркестр и замечательный драматический кружок. Часто здесь демонстрировались кинофильмы, были поставлены спектакли «Калиновая роща», «Платон Кречет», «Алмазы», «Глубокие корни». В военные годы – спектакли «За вторым фронтом», «За окнами посольства». Все праздники, митинги, встречи начинались около клуба, как теперь на площади Дворца культуры. Но вот 18 апреля 1953 года свершилось праздничное открытие нового, только что построенного Дома культуры. Вот что говорится в статье Э. Крамер об этом событии: «Монументальное прекрасное сооружение создает ощущение праздника, вызывает чувство гордости за нашу Родину, создающую такие чудесные дворцы для рабочих». И, начиная с 1954 года новогодние елки торжественно и с размахом проводились в новом здании Дворца культуры Дегтярского рудника.
Дворец культуры Дегтярского рудоуправления. г. Дегтярск. 1950-е гг.
В нашем музее сохранились приглашения на такие новогодние балы 1960-х гг.
Путеводитель новогоднего бала. Дворец культуры. г. Дегтярск. 1967 г.
Празднование Нового года во Дворце культуры Дегтярского рудника. 1960-е гг.
Встреча Нового года проводилась коллективно, с песнями, играми и танцами. 31 декабря было рабочим днем, равно как и 2 января — долгих новогодних каникул тогда еще не было и в помине. Единственным выходным было 1 января, и в этот день полагалось нанести кому-нибудь визит.
Для детей праздник начинался немного заранее — с утренников в детских садах и школах. Причем елочные утренники с 1950-х по 1970-е гг. проводились всегда по одному похожему сценарию.
Кроме общей схемы сюжета, единой для всех новогодних сценариев, оставались устойчивыми костюмы Деда Мороза (белая длинная борода и усы, посох/жезл, красный кушак, красно или сине белый костюм — в соответствии со стандартом 1937 года) и Снегурочки (коса, кокошник или шапочка, белый или сине белый костюм); а также персонажи помощники — звери из сказок о животных и персонажи из репертуара советских книжек для детей (Буратино, Чук и Гек, Незнайка, Тимур и др.).
Главным подарком для ребятни оставались сладости, причем коробка, в которую они были упакованы, подчас ценилась не меньше содержимого. Самыми хитовыми конфетами были: «Мишка косолапый», «Мишка на севере», «Красная Шапочка», «Каракум», «Белочка», «Грильяж».
Новогодние мероприятия во Дворце культуры с учащимися школ города. Дегтярск. 1960-е гг.
Одним из главных атрибутов новогоднего утренника были, конечно, карнавальные костюмы. Их, в те времена, еще нельзя было купить или взять напрокат, их шили вручную героические мамы. И иногда их творческие решения производили фурор! В ход шло всё — от марли, ваты и старых простыней до дорогого сердцу платья. Девочки чаще наряжались снежинками, иногда белочками, лисичками. У мальчишек же, судя по старым фотографиям, самым популярным был образ зайчика. От детей на утреннике требовалось не растеряться и прочитать стишок Деду Морозу. Эта традиция жива до сих пор.
Советский ритуал общения с Дедом Морозом сохранил в себе следы советского дарообмена. Подразумевалось, что ответным подарком герою из другого мира станет не вкусное угощение, а послушание или проявление какого-то умения: например, встать на табуретку и прочитать стихотворение. Это дарообмен гражданский: ребенок должен проявить качества члена общества. Недаром в методичках 1940-х годов сообщалось, что ребенок в ответ на просьбу Деда Мороза должен не только проявить культурные навыки, но и рассказать о борьбе рабочих в других странах.
Карнавальные маски. 1960 - 1970-е гг.
После войны детей сотрудников регулярно приглашали на елки с Дедами Морозами в учреждения, а профкомы стали направлять Дедов Морозов по домам (а еще Дедами Морозами подрабатывали студенты). Приход Деда Мороза «с маминой работы» стал важной частью семейного праздника. Ему надо быть спеть песенку и рассказать стишок, а взрослые могли выпить с ним на кухне. Постепенно организацией детского праздника с участием Деда Мороза стали заниматься уже не только и не столько профсоюзы, сколько сами родители. Например, в 1970–80-е годы две семьи часто договаривались, и один папа шел изображать Деда Мороза к своим друзьям, чтобы их дети его не узнали.
В нашем городе с 1964 по 1971 год существовал Дегтярский филиал Ревдинской фабрики «Культурный быт» и ежегодно три деда мороза развозили в Новый год по квартирам подарки юным дегтярцам. Бытовое обслуживание населения в СССР было отдельной отраслью экономики. В 1965 году во всех союзных республиках были сформированы Министерства бытового обслуживания населения. И по всей стране начали появляться Дома быта. Это бытовые комплексы, которые объединяли в одном здании прачечную, химчистку, ателье, парикмахерскую, ремонт обуви, одежды, бытовой техники и пр. Также на базе домов быта открывались бюро добрых услуг, которые и отправляли Дедов Морозов поздравлять советских граждан.
Открытие здания бытового обслуживания «Дом быта». Дегтярск. 1980-е гг.
ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ
Конечно, советские граждане наряжали елку дома. Настоящая живая ёлка была неотъемлемой частью праздника. Их продавали на специальных точках, а искусственные деревья тогда еще не пользовались популярностью. Украшения отражали эпоху: военные самолеты, танки и собаки-санитары во время войны; кукуруза при Хрущеве; ракеты и космонавты в годы освоения космоса. После появления на экранах «Карнавальной ночи» популярными стали игрушки в виде часов, стрелки которых застыли за пять минут до полуночи. Основными элементами декора оставались мишура, дождик и вата, изображающая снег. На макушку елки водружали звезду, часто электрическую.
Советским елочным игрушкам можно было бы написать целую оду. Они завораживают до сих пор — не только детей, но и взрослых. В современных игрушках, даже самых ярких и вычурных, такого волшебства нет и в помине.
Елочные игрушки. Картон. СССР. 1930-1950-е гг. Елочные игрушки. Вата. СССР. Вторая половина XX в.
Высочайшее распоряжение по возврату новогодних традиций привело к расцвету производства елочных украшений в Советском Союзе в период с середины 30-х до середины 60-х годов. Игрушки делали из ваты, из папье-маше, картона (по старой «дрезденской технологии»), из проволоки, жести, дерева, фарфора, стекла.
Елочные игрушки. Стекло. СССР. 1950-е гг. Елочные игрушки. Стекло. СССР. 1960-е гг.
Со второй половины 60-х годов производство елочных игрушек стало на поток. Мы продолжаем покупать яркие игрушки, с ними к нам в дом приходит предощущение праздника. В канун Нового года мы достаем хранящиеся на антресолях и в кладовках коробки с украшениями. Среди них те, что мы купили в прошлом году, лет пять-десять назад, обязательно попадаются игрушки, которые мы помним со своего раннего детства, а также игрушки, которые радовали наших пап и мам, о чем те непременно сообщают нам и нашим детям. Елка наряжена, сочетание игрушек на ней неповторимо, неповторимы и чувства, которые дарит нам волшебство новогодней елки.
Наверно многие из старшего поколения дегтярцев помнят елочные базары в Универмаге. Как здорово было прибежать туда, выпросив у родителей денег и с упоением выбирать блестящие елочные шары, сосульки и звездочки, аккуратно разложенные по большим коробкам. И хотя сейчас мы понимаем, игрушек было не так уж и много, в сравнении с ассортиментом современности, но все же, они своей хрупкостью и своеобразием, создавали ни с чем несравнимое ощущение праздника.
ОТКРЫТКИ
К Новому году в СССР было принято отправлять открытки, что компенсировало отсутствие телефонов в каждой квартире. Печатью занималась вся промышленность страны: ежегодно выпускалось до трех миллионов поздравительных карточек с традиционной надписью: «Отправляйте заблаговременно!». Причем открытками обменивались все, от мала до велика. Сюжеты были разные: Дед мороз, Снегурочка, играющие дети, лесные зверюшки, наряженные ёлки, куранты… К 1939 году впервые за годы советской власти были выпущены поздравительные новогодние открытки с изображением снежинок на фоне Спасской башни (художник О. Эйгес). К середине 50х годов началось официальное возрождение жанра новогодних открыток. К тому же времени, кстати, относятся знаменитые новогодние мультфильмы («Когда зажигаются ёлки», «Снеговик-почтовик») и популяризация «классического», знакомого нам всем образа доброго Деда Мороза как хозяина этого праздника. Открытки стали рисовать видные художники. Тиражи некоторых открыток достигали 25 миллионов!
Новогодние открытки 50х годов легко узнать: это упитанные дети, спортивного вида молодежь, очень часто на лыжах, обилие подарков, угощений и даже бокалы с вином.
Новогодние открытки СССР. 1950-е гг.
Настоящий расцвет советских новогодних открыток произошел в 60-70е годы. Над ними работали художники Каневский, Четверяков, Знаменский, фотохудожник Дергилёв. А самыми известными стали веселые и милые зверята, созданные Владимиром Зарубиным.
Новогодние открытки художники И. Знаменский, М. Каневский, В. Зарубин. СССР. 1960-1980-е гг.
В последнее советское десятилетие сказочных зверюшек потеснили красивые фотооткрытки с новогодними натюрмортами, пейзажами.
Новогодние открытки. СССР. 1980-е гг.
НОВОГОДНИЙ СТОЛ
Еще одним обязательным атрибутом праздника был новогодний стол. Новогодний стол готовили, как правило, задолго до праздника. Люди стояли в очередях за дефицитными продуктами — колбасой, консервами, сыром, чтобы приготовить любимые блюда.
Продуктовый магазин №28. Дегтярск. 1986 г.
Советский новогодний стол объединял семьи. В центре внимания всегда были классические блюда — «Оливье», винегрет, заливное, бутерброды со шпротами и домашние соленья. Горячее чаще всего готовилось из свинины или говядины, а курица считалась деликатесом.
Шутка тех лет: если вы добрались до десерта в новогоднюю ночь, праздник оказался не слишком веселым. Обычно торты и чай оставляли на 1 января.
Семейные альбомы позднесоветского времени сохранили немало фотографий хорошо накрытых столов — таких, которыми хозяева очевидно гордились и потому стремились запечатлеть их до прихода гостей, в нетронутом идеальном состоянии. Ситуация праздника подразумевала нарядность еды: зайчики и мухоморы из крутых яиц, звездочки из моркови в заливном, салаты из 10–15 слоев, подаваемые в прозрачных салатницах, — крайнее выражение этой тенденции.
Магазин «Центральный». Дегтярск. 1964 г.
Центральное место на праздничном столе периода «развитого социализма» принадлежало именно салату «Оливье», что дополнительно подкреплялось практическим отсутствием его в повседневном рационе.
Массовое появление салата «Оливье» датируется 1950-1960 гг., то есть тем периодом времени, когда в скудном послевоенном рационе начали появляться некоторые продукты «облагороженного» потребительского спроса. Когда стало доступно мясо и когда появился майонез! Рецепт оливье в каждой семье свой и адаптирован под вкусовые предпочтения: кто-то любит, когда в салате больше мяса или колбасы, кто-то кладет морковь, кто-то нет, другие не добавляют в состав яйца, зато кладут побольше огурцов.
В варианте, который больше всего приближен к классическому, основу оливье составляют: отварные мясо говядины, картофель, морковь и яйца, нарезанные кубиком маринованные огурцы и, конечно же, зеленый горошек. Все ингредиенты смешивают в салатнике и заправляют майонезом, покупным или домашнего приготовления.
Майонез интересен в том смысле, что, по сути дела, других «массовых» блюд, куда обязательно входил бы майонез, в советской кухне практически не было — за исключением, пожалуй, селедки «под шубой» да столовской закуски под названием «яйцо с майонезом». В связи с этим создалась ситуация, когда «я говорю — майонез, подразумеваю — «Оливье».
Помимо своих ингредиентов, у каждого салата в каждой семье было еще и свое альтернативной название: «Праздничный», «Зимний», «Гостевой», «Салат с горошком», «Мясной салат» и «Майонезный».
Подавать «Оливье» было принято в нарядных стеклянных или фарфоровых салатницах, у кого что было, для некоторых же обязательной была хрустальная ваза — знак роскоши и престижа. И ставить обязательно в центр стола!
Кубарев Ф. Традиционный новый год. 2009 г. (Фото из сети Интернет).
Говоря о новогоднем столе, нельзя не упомянуть «Советское шампанское». Примечательна история его создания. В 1928 г. для шампанского, производившегося в Абрау-Дюрсо, Советом народного хозяйства была утверждена марка «Советское шампанское». Далее, в 1936 г. было принято Постановление Совнаркома СССР «О производстве «Советского шампанского», десертных и столовых вин», предусматривавшее строительство заводов по производству шампанских вин на территории крупнейших городов СССР, должное обеспечить выпуск 12 млн бутылок в течение ближайшей пятилетки. А. Микоян прокомментировал это так: «Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают много денег, много зарабатывают инженеры и трудящиеся. А если захотят шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское – признак материального благополучия, признак зажиточности».
Одновременно с этим был разработан новый способ производства шампанских вин, позволяющий располагать заводы по производству в крупных городах, вдали от территорий произрастания винограда. Правда, при этом советское шампанское напрочь лишилось индивидуальности, все бутылки с золочеными этикетками по вкусу были как сестры-близняшки, вне зависимости от того, были ли они сделаны на московском, харьковском или тбилисском заводе шампанских вин.
Однако восприятие шампанского в советской культуре отождествляется в первую очередь с общенародными праздниками и разного рода коллективными торжествами. Распитие шампанского на празднование Нового года уже своего рода ритуал, который мы видим во многих фильмах. Особенно знаковыми в этом ряду стали лидеры советского кино- и телепроката «Карнавальная ночь» (1956) и «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975).
Под Новый год за «Советским шампанским» выстраивалась очередь. И ценилось, в первую очередь, полусладкое, таков был вкус советский людей. Брют совершенно не был востребован, стоял на полках свободно.
«Советское шампанское» не исчезало из продажи вплоть до начала Перестройки, оно было сравнительно дорогим, но не настолько, чтобы советские граждане не могли себе позволить купить его на праздник.
Плакат «С новым годом, товарищи! Советское шампанское». 1952 г. (Фото из сети Интернет).
Мандарины, как наряженная елка, салат «Оливье» и бутылка шампанского— один из главных атрибутов Нового года. Но когда этот фрукт стал ассоциироваться с главным зимним праздником? Где и когда начали выращивать первые мандариновые деревья — точно неизвестно. По одной версии, их вывели в Иране около тысячи лет назад; по другой — они появились в средневековом княжестве Сацума на юге современной Японии; третья же теория указывает на то, что родиной этих фруктов был Древний Китай. В Россию фрукт завезли из Германии в 70-х годах XIX века. Но мандарины не сразу стали символами Нового года или Рождества. Дело в том, что они успевали созреть только к декабрю, из-за чего доставить их в Санкт-Петербург и Москву удавалось лишь к концу января, то есть уже после праздников. Ситуация изменилась, когда мандариновые плантации появились в Грузии и срок доставки сократился. Вскоре после этого в богатых семьях (обычно в южных регионах страны) возникла новая традиция — украшать мандаринами новогоднюю елку. Однако вплоть до 60-х годов XX века мандарины оставались дорогим и редким лакомством, которое было доступно для очень ограниченного круга людей. Все изменилось в 1963 году в СССР прибыл первый сухогруз с мандаринами из Марокко. После этого африканские цитрусы стали доставлять регулярно, и привозили их в Советский Союз как раз к новогодним праздникам. Зимой они были едва ли не единственными свежими фруктами, которые можно было подать к праздничному столу. С тех пор мандарины в СССР, а затем и в России стали ассоциироваться именно с Новым годом.
СОВЕТСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ
Первые мультфильмы, связанные со встречей Нового года, появились ещё до войны. Однако признанные шедевры были сняты лишь в 1950-х гг., когда начинается золотой век советской мультипликации. Появляется множество рисованных и кукольных картин. Наряду с классическими сказочными сюжетами экранизируются сценарии о советских детях. И новогодняя тематика не остаётся в стороне. Вместе с реалистичной прорисовкой мультипликаторы отлично передают особенности настоящего времени. В этих картинах показаны все главные принципы советской ёлки: коллективное празднование, активная самодеятельность, награды отличникам в учёбе и труде. Но в сюжет обязательно добавляют сказочную составляющую. Теперь, когда религиозные мотивы исключены, она не противоречит реальности, а красиво её дополняет. Несмотря на постучавшуюся в дверь сказку, дети остаются каноничными советскими школьниками или дошкольниками. Одним из шедевров новогодней анимационной тематики считается картина Мстислава Пащенко «Когда зажигаются ёлки». Казалось бы, главные герои сюжета – плюшевый Мишка и ватный Зайчик. Но не менее важная роль отводится девочке Люсе и её брату Ване, которым и предназначены эти игрушки в подарок. Ведь дети подготовили номер для праздничного концерта, а выступить на сцене будет не так-то просто. «Когда зажигаются ёлки» вписывается в целую плеяду подобных сюжетов («Снеговик-почтовик», «Дед Мороз и серый волк» и др.). Иногда в мультфильмах дети вообще берут бразды правления в свои руки. Здесь показательным будет мультфильм «Дед Мороз и лето». В летней жаре сказочный дедушка оказывается совершенно беспомощным, но именно дети спасают его и показывают растерянному старичку красоты того времени года, которое он так жаждал увидеть. Особенности советской ёлки фигурируют и в мультсериалах. «Голубой огонёк» появляется в серии «Зима в Простоквашино», а восьмая часть «Ну, погоди!» показывает все явные и закулисные перипетии новогоднего утренника.
Кадр из мультфильма «Когда зажигаются елки». СССР. 1950 г.
Эти замечательные мультфильмы, а также фотографии, старые елочные игрушки, поздравительные открытки, гирлянды, советский фарфор и многое другое вы можете увидеть на нашей выставке «Новый год по-советски».